Ограничения для большегрузов на дорогах России – 2021

Ограничения для большегрузов на дорогах России – 2021

17.02.2021

Весенние ограничения движения грузового транспорта - традиционная сезонная мера обеспечения сохранности автодорог в период их переувлажнения и снижения несущей способности конструктивных элементов трасс из-за снеготаяния и паводка.

В прошлом году ряд российских регионов отменил «просушку» дорог для поддержки грузоперевозчиков на фоне пандемии коронавируса. «Хорошо, что в прошлом году ряд регионов не стал вводить весенние ограничения. Конечно, это немного облегчило работу перевозчиков, особенно, если вспомнить, в какой тяжелейшей экономической ситуации они оказались в то время, в апреле-мае 2020 года. Многие столкнулись с резким, как минимум, на 30-40%, падением спроса, так что и без каких-либо ограничений, а просто из-за отсутствия спроса на перевозки на несколько месяцев на дорогах стало намного меньше автомобильного транспорта», - прокомментировал президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.

В этом году субъекты страны с февраля сообщают о введении ограничений на проезд грузового транспорта для обеспечения сохранности дорог в весенний период. «Я за разумные ограничения. Мы должны сохранить дороги, многим из них весенняя «просушка» необходима просто потому, что они построены еще в советские годы и были рассчитаны на среднетоннажные грузовики типа ЗИЛ-130, а не на современные 20-тонные автопоезда», - отмечает президент СААП.

Ключевые данные о весенних ограничениях - сроки действия и допустимые осевые нагрузки для беспрепятственного проезда в это время (если нагрузки транспортного средства превышают допустимые, то для проезда необходим спецпропуск). И сроки ограничений, и допустимые нагрузки регионы устанавливают самостоятельно каждый год, в идеале - ориентируясь на природно-климатические особенности местности, на прохождение зимы и весеннего половодья, на состояние дорожной сети.

«Хотелось бы, чтобы к введению временных ограничений власти подходили более обдуманно. Во-первых, вызывает удивление, что ряд регионов на весенний период допустимую нагрузку на ось ограничивает 5 тоннами в то время как у современных тягачей, даже не груженных, нагрузка на переднюю ось – 5,2-5,3 тонны. Возникает абсурдная ситуация, когда даже не груженное транспортное средство не имеет права выехать за ворота автобазы, чтобы, например, добраться до сервисного центра. Во-вторых, не все регионы дифференцируют весенние ограничения в зависимости от климатических зон. А ведь в одно и то же время в одних районах области дороги могут уже просохнуть, а в других только начинают оттаивать. Чтобы понять реальные сроки оттаивания и ослабления дорожного основания, надо устанавливать термодатчики. В общем, говорить об оптимальных сроках закрытия дорог можно будет после того, когда власти наконец-то займутся их диагностикой», - пояснил Вячеслав Трунаев.

Отметим, что в последние годы некоторые регионы, особенно северные, действительно начинают делить территорию и вводить ограничения в разное время в разных районах. Например, несколько периодов «просушки» дорог в этом году предусмотрели Ленинградская область, Республика Карелия, Республика Коми и др.

Есть и другие особенности ограничений в разных регионах страны. Например, Новосибирская область первой в России предусмотрела транспортные коридоры для грузовиков в период ограничений. «Федеральные трассы уже несколько лет не закрывают на «просушку», по ним грузы идут беспрепятственно (с 2018 года весенние ограничения на федеральных дорогах отменены - прим.ред.). Но у некоторых городов, таких как, например, Новосибирск и Кемерово, по отдельным направлениям нет объездных дорог. Грузовикам приходится заезжать на дороги регионального, межмуниципального, местного значения, на которых действуют временные ограничения движения. И нет никакой возможности объехать эти закрытые участки. В 2019 году в Новосибирской области впервые в России в порядке эксперимента по инициативе Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков на время весенних ограничений власти организовали транспортный коридор для транзитных грузовиков. Эксперимент прошел успешно: и грузы доставлены, и дороги остались целы. В 2020 году транспортный коридор продолжил работать. Перевозчики благодарны Правительству Новосибирской области за принятое решение. Надеюсь, что такой коридор появится в Новосибирске и в этом году, а сама инициатива послужит примером для других городов», - рассказал президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.

Весенние ограничения не распространяются на некоторые виды перевозок, например, на пассажирские автобусные перевозки, в том числе международные, на доставку продуктов, лекарственных препаратов, семян, топлива, удобрений, почты, животных, грузов для устранения и (или) предупреждения ЧС, на транспортировку дорожно-строительной техники и дорожно-строительных материалов, на военные машины и проч. От региона к региону перечень автомобильных перевозок, которых сезонные ограничения не касаются, может варьироваться с небольшими изменениями - где-то допускается транспортировка угля, где-то отходов, где-то сельскохозяйственной техники.

По официальным сведениям, предоставленным сайтом «ДорИнфо», составлен график периодов, когда закрывают дороги для проезда грузовиков.

Алтайский край: 1 апреля — 30 апреля
Башкортостан: 5 апреля — 4 мая
Уфа: 24 марта — 22 апреля
Брянская область: 19 марта — 17 апреля
Владимирская область: 1 апреля — 30 апреля
Воронежская область: 15 апреля — 14 мая
Вологда: 5 апреля — 4 мая
Ивановская область: 17 апреля — 16 мая
Иркутская область: 14 апреля — 13 мая на некоторых автодорогах, 19 апреля — 18 мая в южных районах, 1 мая — 30 мая в северных районах.
Калмыкия: 25 марта — 25 апреля
Калужская область: 22 марта — 20 апреля
Карелия:  5 апреля — 19 мая; 12 апреля —26 мая; 19 апреля — 2 июня
Кемерово: 5 апреля — 4 мая;
Кемеровская область: 19 апреля — 18 мая
Костромская область: 5 апреля — 4 мая; 19 апреля — 18 мая
Кострома: 5 апреля — 4 мая
Коми: В южных районах — с 19 апреля по 18 мая, в северных — с 5 мая по 4 июня, в Троицко-Печерском — с 26 апреля по 25 мая.
Курганская область: 7 апреля — 6 мая
Курган: 10 апреля — 9 мая
Красноярский край: 19 апреля — 18 мая; 20 мая — 18 июня на подъездной дороге к аэропорту Алыкель.
Курская область: 15 марта — 13 апреля
Ленинградская область: 1 апреля — 30 апреля в южных районах, 15 апреля — 15 мая в северных
Липецкая область: 15 марта — 14 апреля
Марий Эл: 7 апреля — 6 мая
Мордовия: 10 апреля — 9 мая
Мурманская область: 30 апреля — 29 мая
Нижегородская область: 1 апреля — 30 апреля
Новгородская область: 13 апреля — 12 мая
Новосибирская область: 19 апреля — 24 мая
Оренбургская область: 29 марта — 27 апреля
Орловская область: 22 марта — 21 апреля
Пенза: 1 апреля — 30 апреля
Пермский край: 12 апреля — 11 мая
Приморский край: 15 апреля — 14 мая
Псковская область: 22 марта — 20 апреля
Самарская область: 1 апреля — 30 апреля
Ставропольский край: 1 апреля — 30 апреля
Татарстан: 1 апреля — 30 апреля
Тверская область: 1 апреля — 30 апреля
Тульская область: 1 апреля — 30 апреля
Томская область: 1 апреля — 15 мая
Тюменская область: 12 апреля — 11 мая на грунтовых дорогах, 15 апреля — 14 мая на дорогах с покрытием из асфальта, цементобетона, асфальтобетона и гравия
Удмуртия: 1 апреля — 30 апреля
Ульяновская область: 1 апреля — 30 апреля
Хабаровск: 29 марта — 7 мая
Чувашия: 22 марта — 20 апреля
Чебоксары: 25 марта — 23 апреля
Челябинская область: с 12 апреля на срок не более 30 суток
Хакасия: 10 апреля - 10 мая
Ярославская область: 10 апреля — 10 мая

Источник: ДорИнфо