Обзор рынка авиаперевозок (январь-апрель 2017 г.)

31.05.2017

Открытие сезона

С начала года объем перевозок пассажиров увеличился на 20,8% по сравнению с январем-апрелем 2016-го до 27,1 млн человек. Причем в международном сообщении рост составил 32,5% (10,4 млн пассажиров), во внутреннем – 14,6% (16,8 млн пассажиров). Стоит отметить, что основная доля перевезенных пассажиров, 69,9% или 12 млн человек, приходится на пять крупнейших российских авиакомпаний. Такие данные приводятся в статистике Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). И динамика их показателей постоянно увеличивается. С начала года пассажирооборот крупнейших игроков авиаотрасли увеличился на 23,5%. Возглавляет топ-5 авиакомпания «Аэрофлот», которая с начала года перевезла 9,6 млн пассажиров (+13,3% к уровню прошлого года), за ней следует «Россия» – 2,8 млн пассажиров (+3,3%), на третьем месте «Сибирь» – 2,7 млн пасажиров (+1,2%), далее «ЮТэйр» – 2 млн человек (+21,5%) и «Уральские Авиалинии» – 1,9 млн человек (+27,5%).

Нельзя не отметить и еще некоторых авиаперевозчиков, которые по объемам перевозок, конечно, уступают лидерам рынка, но по темпам роста опережают их в разы. Так, «РОЯЛ ФЛАЙТ» увеличила перевозку пассажиров в 2,5 раза. Во многом этому способствовал запуск чартера из Москвы в Аланью. Кроме того авиакомпания продолжает постепенно наращивать парк, пополняя его Boeing 757-200. Такой же стратегии придерживается авиакомпания «Северный Ветер», которая за 4 месяца 2017 года увеличила свои показатели в 2,1 раза. И, скорее всего, по итогам 5 месяцев продемонстрирует еще большую динамику, так как перевозчик был назначен российской стороной для выполнения регулярных рейсов на договорных линиях: Минеральные Воды – Стамбул – Минеральные Воды и Махачкала – Анталья – Махачкала. В 1,9 раз нарастил показатели авиаперевозчик «ИКАР» и в 1,8 раз – «АЗУР эйр». Все они входят в топ-15 российских авиакомпаний на долю которых приходится 92,6% от всего объема перевозок пассажиров.

В то же время темпы роста перевозок российского лоукостера замедляются. По данным Росавиации, с начала 2017 года объем пассажиров, которые воспользовались услугами «Победы» увеличился на 4,5% и составил 1,3 млн пассажиров. Отметим, что в прошлом году динамика показателей выглядела совсем иначе – за 4 месяца 2016 года рост составил 2,2 раза при тех же объемах перевозок в 1,3 млн пассажиров. Однако по итогам лета текущего года ситуация может измениться. По данным авиаперевозчика, в летнем расписании 2017 года, которое начало действовать с 26 марта, компания увеличила частоту полетов на региональных направлениях на 46,9% по сравнению с частотой летнего расписания прошлого года. В летнем сезоне 2017 года запланировано выполнение 3012 рейсов без посадки в Москве, против 2050 выполненных региональных рейсов в летнем расписании 2016 года.

Напомним, что лоукостер входит в Группу компаний «Аэрофлот», которая за четыре месяца 2017 года перевезла 14,1 млн пассажиров, что на 15,9% превышает результат аналогичного периода прошлого года. «Динамика показателей в международном сегменте обусловлена устойчивым спросом на фоне укрепления рубля. Положительное влияние на международные перевозки также оказали увеличение частотности и открытие новых рейсов по полученным допускам на выполнение международных маршрутов, развитие авиакомпанией «Россия» сотрудничества с туристическими операторами, развитие международной сети авиакомпанией «Победа»», - прокомментировали в пресс-службе ГК «Аэрофлот».

Груз становится в приоритете

С начала года объем перевозок грузов и почты российскими авиакомпаниями вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составил 2,4 млн т грузов и почты. В международном сообщении было доставлено 2,1 млн т грузов и почты, что на 24,5% выше, чем за первые 4 месяца 2016 года. Во внутреннем сообщении рост показателя составил 12,2%. по итогам работы в январе-апреле объем перевозок в данном сегменте составил 262,5 тыс. т грузов и почты. Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша полагает, что в дальнейшем будет рост грузовых авиаперевозок будет только усиливаться по причине увеличения доли международных онлайн платформ (Amazon, Ali-Express и т.д.) в международных продажах, а соответственно и доля небольших и срочных грузов будет увеличиваться. Однако этого нельзя сказать о стоимости доставки грузов и почты по воздуху. «На стоимость авиапеервозок всегда оказывает влияние не только себестоимость самой транспортировки, но и сезонность, востребованность данного маршрута, наличие конкурентов на данном направлении, другие факторы. Поэтому при снижении себестоимости перевозок, а это постоянный и стандартный процесс, стоимость авиафрахта в высокий сезон или на безальтернативном маршруте все равно будет высокой, ведь такова конъюнктура рынка», – заключает эксперт.

При этом за 4 месяца 2017 года 5 крупнейших российских авиакомпаний нарастили объем перевозок грузов и почты на 23,1% до 276 тыс. т. На долю «ЭйрБриджКарго», лидера в данном сегменте, приходится 64% всех перевезенных грузов и почты топ-5 авиакомпаний. На «Аэрофлот», который занимает 2 место по объемам перевозок, - 25%. Доля «Волга-Днепр», специализированного грузового авиаперевозчика, составила по итогам 4 месяцев 4%, а «Сибири» и «России» - 3,8% и 3,2% соответственно.

Наибольшую динамику роста демонстрирует авиакомпания «Россия», которая пока занимает последнюю строчку рейтинга, но при темпах роста более чем в 3 раза по итогам лишь 4 месяцев 2017 года, скорее всего это не надолго, учитывая, что компании, занимающие 3 и 4 позиции перевезли на сегодняшний момент всего лишь на 2,8 тыс. т и на 1,6 тыс. т соответственно. Стоит отметить, что на долю 5 крупнейших игроков отрасли приходится 79,9% всех воздушных грузоперевозок. «За последние два-три года на рынке грузовых авиаперевозок грузооборот увеличился на 7%. В дальнейшем он будет только расти. Конкуренция среди перевозчиков, бесспорно, усилится, но на цены это существенно не повлияет», - прогнозирует руководитель направления авиаперевозок «ПЭК» Сергей Тарасенко. По его словам, рост объема перевозок грузов и почты пассажирскими авиакомпаниями связан с общим подъемом экономики, образованием и развитием устойчивых деловых связей между регионами, чему способствовали, в свою очередь, санкции и курс на импортозамещение. Свое влияние оказало и резкое увеличение бортов и городов прибытия. Среди игроков, входящих в топ-15 перевозчиков также можно выделить авиакомпанию «ВИМ-АВИА», которая демонстрирует впечатляющие показатели – рост за 4 месяца 2017 года составил более чем 3 раза. Авиаперевозчик «АТРАН» нарастил объем перерабатываемых грузов и почты более чем в 2 раза, а «Авиастар-ТУ» и «АВИАКОН ЦИТОТРАНС» - на 63,2% и 57,2% соответственно.

На вотчину специализированных грузовых авиперевозчиков сегодня все чаще покушаются традиционно пассажирские авиакомпании. Во-первых, как отмечает Н. Шувалова, в разы увеличился объем перевозимой почты. «Многие агенты сконцентрировались именно на почтовых отправках, потому что это довольно перспективное направление в авиаперевозках», - поясняет она. А, во-вторых, никто не хочет упускать выгоды, особенно в столь экономически турбулентные времена. «С момента введения ограничений на перевозку литий-ионных батарей на пассажирских судах, произошло перераспределение грузопотока электроники в сторону грузовых авиакомпаний. В остальном разница только в габаритах упаковки - если партия с определенными габаритами проходит на пассажирское воздушное судно и нет запретов, то предпочтение отдается пассажирской авиакомпании, так как тариф зачастую ниже, чем у грузовых авиакомпаний», - отмечает Н. Шувалова.

Источник: РЖД-Партнер